версия для печати
Размер шрифта
+
Фото
Печать

Ввозные таможенные пошлины – особенности правового регулирования уплаты.

В настоящее время многих участников внешнеэкономической деятельности интересуют вопросы, касающиеся уплаты ввозных таможенных пошлин, возможности проведения зачета уплаченных сумм иных платежей в счет уплаты этого вида платежа, а также наличия правовых оснований для изменения сроков уплаты пошлин. Попробуем разобраться.

Ввозная таможенная пошлина представляет собой обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Ввозная таможенная пошлина является одним из видов таможенных платежей, к которым, в соответствии с положениями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – Кодекс), также относятся вывозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза, и таможенные сборы.

Однако, следуя положениям Кодекса, если виды и ставки таможенных сборов, ставки налогов, взимаемых таможенными органами,  определяются национальным законодательством государств-членов Союза, то правовые аспекты установления и исчисления ввозной таможенной пошлины, порядок изменения срока ее уплаты, применение тарифных льгот (в виде освобождения или снижения ставки), определяются исключительно положениями Договора о Евразийском экономическом союзе

Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, объем или иная характеристика товара).

В соответствии с требования Кодекса, таможенные пошлины:

исчисляются плательщиком самостоятельно;

подлежат уплате, как правило, до выпуска товаров;

сведения об исчислении и уплате таможенных пошлин, в том числе сведения об изменении сроков ее уплаты, подлежат указанию в декларациина товары, представляемой плательщиком в таможенные органы при декларировании ввезенных на таможенную территорию Союза товаров.

Обращаем особое внимание, что в счет уплаты ввозных таможенных пошлин могут быть зачтены налоги и сборы, а также иные платежи (за исключением специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин), но суммы ввозных таможенных пошлин не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей, кроме зачета в счет погашения задолженности плательщиков. Такие нормы содержаться в Протоколе о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов, являющемся приложением к Договору о Евразийском экономическом союзе.

В отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза, могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер и применяются независимо от страны происхождения товаров.

Одним из нормативных правовых актов, регламентирующих представление тарифных льгот, является Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза», а самым ярким и наглядным примером тарифных льгот – льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, используемых плательщиками в отношении товаров, ввезенных в Республику Беларусь с целью реализации инвестиционных проектов.  

Изменение сроков уплаты ввозных таможенных пошлин, когда срок их уплаты при наличии на то оснований может быть отнесен на более поздний срок, осуществляется в форме отсрочки или рассрочки платежа.

Согласно положениям Кодекса, одним из оснований, в соответствии с которым может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин является ввоз на таможенную территорию Союза организациями, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность, посадочного или посевного материала.

Такая отсрочка или рассрочка является беспроцентной и предоставляется на срок до 6 месяцев со дня, следующего за днем выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. В настоящее время перечень таких товаров определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.06.2019 № 406 «О мерах по реализации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза».

Еще одним из оснований, при наличии которого может быть предоставлена такая отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин, является причинение плательщику ввозных таможенных пошлин ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы или задержка плательщику ввозных таможенных пошлин финансирования из республиканского бюджета.

Заметим, что данные обстоятельства должны быть подтверждены документально. Порядок выдачи подтверждения уполномоченными на то государственными органами также определен Постановлением № 406, перечень государственных органов, уполномоченных на выдачу подтверждения – Указом Президента Республики Беларусь от 22.12.2018 № 490 «О таможенном регулировании».

Для того, чтобы воспользоваться отсрочкой или рассрочкой уплаты ввозных таможенных пошлин, участник внешнеэкономической деятельности должен обратиться в таможенный орган, который будет осуществлять выпуск товаров, с письменным заявлениям. Совместно с заявлением необходимо предоставить документы, подтверждающие наличие оснований для изменения срока уплаты ввозных таможенных пошлин.

В соответствии с положениями Кодекса, отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин предоставляется при условии обеспечения исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, в качестве которого могут выступать денежные средства (деньги), банковская гарантия, поручительство либо залог имущества.

И несколько слов непосредственно о самой уплате данного вида таможенного платежа.

На основании положений Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» для целей выпуска товаров подтверждением исполнения обязанности по уплате таможенного платежа является поступление в таможенный орган в электронном виде информации Министерства финансов Республики Беларусь о зачислении уплаченных плательщиком сумм таможенного платежа на соответствующий счет.

Таким образом, срок выпуска товаров связан с периодом времени, в течение которого в таможенный орган поступит информация о зачислении на единый счет денежных средств, перечисленных плательщиком в качестве таможенных платежей.

Максимально сократить этот промежуток позволяет использование плательщиком современных платежных систем, пользователями которых являются таможенные органы.

Так, информация об оплате таможенных платежей, в том числе ввозной таможенной пошлины, посредством Автоматизированной информационной системы «Расчет» Единого расчетного информационного пространства попадает в таможенный орган в течение 15-20 минут с момента осуществления платежа.

С 2019 года таможенные органы Республики Беларусь подключены к системе мгновенных платежей – функциональной системе автоматизированной системы межбанковских расчетов, реализующей сервис по приему, обработке и проведению мгновенных платежей в белорусских рублях в режиме 24/7/365 посредством своих подсистем и программно-технических комплексов.

Одним из наиболее существенных преимуществ системы мгновенных платежей является то, что информация об уплаченных платежах поступает в таможенные органы в течение 1-2 минут с момента их уплаты, что позволяет значительно ускорить время выпуска товаров.

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://www.vitebsk.customs.gov.by/ru/vitebsk-actual-ru/view/vvoznye-tamozhennye-poshliny-osobennosti-pravovogo-regulirovanija-uplaty-14080-2020/
© ГТК РБ При использовании информации ссылка на сайт ГТК Республики Беларусь обязательна 
Поддержка и модернизация - Группа компаний «ЦВР «Октябрьский»
Разработка - БЕЛТА